В Госдуме раскритиковали Минздрав за нарушения на рынке постдипломного образования

21.01.2025
16:24
Госдума приняла в первом чтении законопроект о контроле сферы дополнительного профессионального медицинского образования. Для продолжения работы на рынке образовательным организациям придется получать лицензии. Таким образом предполагается установить фильтр для недобросовестных поставщиков образовательных услуг, которые подменяют реальное обучение формальным.
Фото: duma.gov.ru

Депутаты Госдумы 21 января единогласно проголосовали за законопроект о более жестком регулировании сферы дополнительного профессионального медицинского образования (ДПО). В соответствии с документом, принятым в первом чтении, разработкой и утверждением типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования будет заниматься исключительно Минздрав России, передает корреспондент «МВ».

Для продолжения работы на рынке образовательным организациям придется получать лицензии. Отвечать за их выдачу будет Росздравнадзор. Сейчас такие лицензии выдают регионы, причем бессрочно. При этом за кадровым и материально-техническим оснащением организаций никакого контроля нет.

Также законопроект предлагает установить запрет на применение исключительно электронного и дистанционного обучения при реализации основных программ среднего медицинского и фармацевтического образования. Во время дискуссии спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал Минздрав за запоздалую реакцию на практику покупки сертификатов о профессиональной переподготовке без реального обучения.

«Весь интернет пестрит предложениями: обучаем врачей и средний медицинский персонал дистанционно по России. Акушерство и гинекология — от 4 тыс. до 14,9 тыс., пожалуйста, домой принесут свидетельство. Никто за этим не смотрит! Мы говорили об этом три года назад, и что, кто-то внес инициативу? Нет!» — отметил Володин. По его словам, это все вызывает вопросы к профильным министерствам.

В большинстве случаев ДПО занимаются коммерческие организации, не имеющие необходимой инфраструктуры, аттестованных преподавателей и клинической базы для прохождения обучения. Многочисленные примеры говорят о том, что подобный законопроект запоздал минимум на несколько лет, подчеркнул спикер Госдумы.

Как заявила замминистра Татьяна Семенова, вопросы повышения квалификации медицинских работников действительно стоят на повестке давно. Но проблема в том, что сами специалисты не против формального повышения квалификации. Поэтому Минздрав поддерживает этот законопроект. Она также уточнила, что в ведомстве подготовили предложения по его доработке ко второму чтению. В частности, предлагается разделить лицензии для программ профессиональной переподготовки и для программ повышения квалификации по той же специальности — требования к материально-технической базе в этих случаях будут разными.

Как уточнила Семенова, в случае утверждения в итоговой редакции нормы о типовых программах ДПО нужно будет разработать не менее 300—400 таких программ. Все это потребует времени, а значит, нужно предусмотреть переходный период.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов добавил, что в текст законопроекта планируется внести уточнение, чтобы в лицензии на образовательную деятельность было указано, какие именно программы повышения квалификации и профпереподготовки доступны в образовательной организации и для каких мед- и фармспециалистов.

Госдума анонсировала законопроект о регулировании рынка медицинского ДПО в начале года. Основная мотивация — закрыть доступ на рынок для недобросовестных поставщиков и пресечь «торговлю» удостоверениями о повышении квалификации и профессиональной переподготовке. На сомнительное качество постдипломной подготовки в таких организациях указывали в Национальной медицинской палате.

Ранее Комитет Госдумы по просвещению поддержал законопроект при условии его доработки. Однако его эксперты назвали нецелесообразной передачу Минздраву нового полномочия по утверждению типовых программ ДПО. Законодательство об образовании не содержит концептуальных отличий примерных дополнительных профессиональных программ (ДПП) от типовых. Также важно учитывать, что образовательные программы в области медицины, реализуемые государственными учреждениями среднего профессионального образования, разрабатываются с учетом региональных особенностей и потребностей в кадровом обеспечении сферы здравоохранения конкретного субъекта. В связи с этим подвергать изменениям сложившуюся практику нецелесообразно, говорилось в замечаниях. То же касается лицензирования — механизм фактически послужит административным барьером для образовательных организаций, а для обучающихся — риском не завершить обучение и потерять большое количество времени и средств.

Тем не менее на заседании в середине января Комитет по охране здоровья поддержал законопроект. Депутаты планируют рассмотреть его во втором чтении на одной из февральских сессий.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.