Вероника Скворцова доложила Президенту РФ об антикоррупционном механизме в сфере госзакупок лекарств
Глава Минздрава напомнила, что в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система мониторинга и контроля в сфере государственных закупок лекарственных препаратов введена с 1 января. Она была создана в 2017 г. Минздравом совместно с Государственной корпорацией «Ростех» при взаимодействии с другими федеральными органами. Система предназначена для предотвращения неэффективных расходов государственных ресурсов при закупках лекарственных препаратов, является частью ЕГИСЗ и интегрирована в Единую систему закупок, оператором которой является Федеральное казначейство.
Данные на лекарственные препараты, на контракты в систему вводят заказчики. Для правильного описания автоматизированно включается каталог лекарств, который структурирует их в однородные группы на основе идентичности трех основных критериев: международное непатентованное наименование, лекарственные формы и дозировка.
С 1 июля система подсчитывает средневзвешенные цены на каждую однородную группу лекарственных препаратов – они становятся доступными для заказчиков. При определении начальной цены контракта заказчики видят средневзвешенную цену на аналогичные закупки.
По данным Вероники Скворцовой, на 9 ноября 2018 г. число обработанных системой контрактов превысило 506 тыс. – на сумму более 501 млрд руб. Из них при помощи каталога описано 73% – 373 тыс. контрактов на сумму более 351 млрд руб. Средневзвешенные цены сейчас могут рассчитываться для 3 тыс. однородных групп лекарственных препаратов.
Система позволяет формировать аналитические отчеты об объемах закупаемых препаратов, давать сравнительный анализ цен по субъектам РФ и конкретным заказчикам. На эти данные могут реагировать контрольные органы, прежде всего Федеральная антимонопольная служба и Росздравнадзор.
В перспективе государственный контроль охватит все этапы закупок, начиная с планирования. Система позволяет делать это автоматизированно, не пропуская контракты, которые превышают определенные обозначенные величины. Это способствует профилактике нарушений в данной сфере.
Дальнейшее развитие системы пойдет по двум направлениям. С 1 января 2019 г. запускается обновленная версия программы, которая учитывает дополнительные поля – эквивалентные лекарственные формы и эквивалентные единицы измерений дозировок лекарств, а также взаимозаменяемость лекарственных препаратов. Введение понятия «взаимозаменяемость» в систему позволяет разукрупнять однородные группы и дает дополнительную возможность конкурентному снижению цены на взаимозаменяемые лекарственные препараты.
Сегодня в соответствии с действующим законодательством только 16% лекарств признаны взаимозаменяемыми. В соответствии с поручением Президента РФ Минздрав и ФАС разработали законопроект, который расширяет понятие взаимозаменяемости. Документ согласован всеми ведомствами и уже внесен в Правительство РФ. По утвержденному Минздравом плану к 2021 г. процент взаимозаменяемости лекарств будет доведен до 60–70%. С 2019 г. поэтапно будут вводиться референтные цены для взаимозаменяемых лекарственных препаратов. Это –возможность снижения цены.
И второе направление развития системы – подключение к ней региональных централизованных сегментов управления льготным лекарственным обеспечением. Утвержден план до 2020 г., он уже проработан со всеми субъектами РФ. Каждый регион сможет самостоятельно контролировать планирование и закупки лекарств.
По словам Вероники Скворцовой, работа информационно-аналитической системы мониторинга закупок лекарственных препаратов уже дала снижение цен по целому ряду однородных групп лекарств на 10–15%. «Но расширение перечня взаимозаменяемых препаратов позволит, как нам представляется, снизить более существенно. Основной декремент цены мы увидим в 2019 году – по мере расширения взаимозаменяемых лекарственных препаратов», – отметила Вероника Скворцова.
Нет комментариев
Комментариев: 0