Курсы кройки и шитья

29.11.2018
00:00
Директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко пролила свет на детали проекта по созданию цифрового контура в здравоохранении и на то, как планируется «сшивать» «лоскутное одеяло» региональных медицинских информационных систем (МИС). На вопросы разработчиков об их планируемом укрупнении, перспективах единого цифрового контура, о телемедицине и о многом другом она ответила 27 ноября на конференции CNews «ИТ в здравоохранении: итоги 2018 года».  

О цифровом контуре

– Цифровизация – это не что-то отдельное, а глубоко интегрированная часть организации и оказания медицинской помощи. Поэтому все, что у нас планируется в рамках Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», непосредственно связано с остальными федеральными профильными проектами: организация оказания медицинской помощи пациентам с онкозаболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, борьба с детской смертностью, профилактические медосмотры и т.д., а также медицинское образование.

Цель проекта – повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медорганизаций на основе ЕГИСЗ и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья граждан. Все вышеперечисленное формирует единый цифровой контур для обеспечения мероприятий, направленных на снижение смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения, новообразований, младенческой смертности.

Единый цифровой контур – это совокупность инфраструктуры информационных технологий всех участников системы здравоохранения: ЦОД (центры обработки данных. – Прим. ред.), защищенные сети передачи данных, маршрутизаторы, компьютерное оборудование, носимые устройства – цифровые медизделия и т.д., а также софт – медицинские информационные системы (МИС) в медучреждениях, государственные информационные системы (ГИС) субъектов РФ в сфере здравоохранения, включая все подсистемы, все централизованные сервисы, входящие в ЕГИСЗ.

В СМИ проходила информация о том, что в стране чуть больше 10 тыс. медорганизаций, а Минздрав почему-то ведет речь о цифровизации более 70 тыс. объектов. Но для того, чтобы полностью перевести все здравоохранение в единый цифровой контур, нужно включить в него каждое структурное подразделение. Не получится так, что центральная больница будет работать в системе, а ее филиалы, включая ФАП, останутся вне ее. Так у нас контура не выйдет.

О KPI

– Мы составили паспорт федерального проекта, он согласован со всеми ведомствами и субъектами. Это очень объемный документ, там есть часть по каждому субъекту и четкий план мероприятий: что мы будем делать каждый год, какие у нас будут целевые показатели, и каких результатов мы бы хотели достичь.

Целевые показатели очень специфичны – это количество граждан, которым доступны сервисы или услуги в личном кабинете пациента. При этом не стоит цель ограничить сервис для граждан единственным каналом – кабинетом пациента. У нас есть региональные порталы, мы с большим оптимизмом смотрим на сервисы, которые предоставляются частными организациями, которые именуются в нашем законе как «иные» системы.

Следующий показатель – это количество медорганизаций, в которых внедрены МИС, соответствующие требованиям Минздрава и обеспечивающие взаимодействие с ЕГИСЗ. Третий показатель – количество субъектов, которые используют ГИС и также взаимодействуют с ЕГИСЗ.

О требованиях к региональным МИС

– Приказ о требованиях к функционалу информационных систем здравоохранения сейчас на подписи. Эти требования ранее были оформлены в виде методических рекомендаций, разработанных совместно с профессиональным сообществом. Сейчас это будет нормативный правовой акт, согласно которому все разработчики и заказчики в лице руководителей медорганизаций и органов здравоохранения субъектов должны обеспечить минимальный достаточный функционал МИС, прописанный в требованиях. А дальше он может и будет развиваться в соответствии с научно-техническим прогрессом и амбициями разработчиков.

МИС – это не стандартная ERP (от англ. Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия. – Прим. ред.), это не только учет ресурсов и грамотное их распределение и использование. МИС должна обеспечить автоматизированную, информационную поддержку процесса медорганизации, а в первую очередь врачей. То есть врач должен лечить, а МИС должна обеспечивать ему необходимую информацию о пациенте, быструю, достаточную, удобную.

В чем подвох систем, которые внедрялись еще несколько лет назад? В том, что разработчики посмотрели, что делает врач – он заполняет какие-то формы, эти формы были быстренько переведены в электронный вид и таким образом стандартная система обеспечивала заполнение данных в электронном виде. Это неправильный подход. Система должна данные формы, которые установлены Минздравом в виде отчетности, которые, я уверена, будут со временем также преобразовываться, формировать автоматически, незаметно для врача. Врач должен вносить информацию о пациенте, система должна обеспечивать в первую очередь соответствие его действий клиническим рекомендациям, протоколам лечения. И это главное.

Все модули МИС различные по функционалу должны быть интегрированы между собой. Не должно быть так, чтобы врач в одном модуле смотрел результаты диагностических исследований, в другом вел электронную медкарту (ЭМК), в третьем выписывал электронный больничный или рецепт. Система должна быть комплексная и направлена на выполнение врачом всех необходимых действий. Если такая система будет действительно внедрена и будет использоваться, у нас резко повысится качество оказания медицинской помощи.

Многие наши коллеги в субъектах и разработчики, которые автоматизируют процессы в региональном здравоохранении, довольствуются тем, что внедряют некие «шины» для передачи информации из медорганизации в ЕГИСЗ. Да, это необходимо для того, чтобы работал единый цифровой контур, но это минимальное требование. Основное требование к региональным системам – обеспечить информационную поддержку всех процессов здравоохранения и не только. Потому что на региональном уровне основная полезность для граждан на стыке между различными отраслями. Например, выполнение программы реабилитации и абилитации для инвалидов обеспечивает ведомство, предоставляющее социальные услуги. И если системы медорганизации и Минтруда не будут интегрированы и не смогут взаимодействовать в форме электронных документов, то это придется делать самому гражданину. Это неправильно.

Соответственно основное требование к региональным МИС – это не только «шина», которая обеспечивает трансфер информации в ЕГИСЗ, а глубокая автоматизация всех процессов регионального здравоохранения. Их много: это и лекарственное обеспечение, и медицинская помощь по большому количеству профилей.

Региональные МИС – это централизованные сервисы, которые позволяют быстро выявлять заболевание, в случае выявления маршрутизировать, а при необходимости госпитализировать пациента в специализированные профильные медицинские центры. Вот комплекс мер минимальный, который предусматривается федеральным проектом «Единый цифровой контур» для организации системы здравоохранения субъектов. Если в регионе реализована МИС, соответствующая установленным требованиям, она обеспечивает весь комплекс мер. Соответственно гражданину оказывается качественная медпомощь и нужные сервисы.

О телемедицине

– Телемедицинские консультации также определены в федеральном проекте. До конца года мы подключим к федеральной телемедицинской системе все головные организации субъектов (так называемые организации третьего уровня, в которых оказывается ВМП) по основным 25 профилям, они смогут получать телемедицинские консультации в режиме 24/7 у специалистов национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ). Но этим не заканчивается телемедицинская система, она должна быть продолжена и в субъекте. Сейчас согласно проекту «Цифровая экономика» ФАП будут подключаться к интернету, врач или фельдшер в небольших или труднодоступных населенных пунктах также смогут связываться с райцентром, чтобы по результатам консультации быстро принимать решение о госпитализации или оперативно получать результаты диагностики.

Телемедицина будет развиваться не только в формате «врач–врач», но и «врач–пациент». Централизованные архивы медицинских изображений – тоже подсистема региональной МИС. Оборудование становится цифровым, нет необходимости держать на местах штат специалистов – для этого создаются референсные центры, которые дадут заключение, а также будут отслеживать загрузку оборудования, Big Data, системы поддержки принятия врачебных решений.

О ЕГИСЗ

ЕГИСЗ – обеспечивающая система единого цифрового контура. Ее основные задачи – вести единую нормативную справочную информацию, которая будет использоваться  в системах медорганизаций и субъектов РФ. Вести федеральные системы учета ресурсов, в том числе трудовых, чтобы понимать, сколько сейчас у нас медиков работает, сколько им лет, сколько надо еще подготовить, каких специальностей не хватает и т.д.

То же и по медицинским организациям: их профиль, расположение, загрузка оборудования, обеспеченность территории медицинской помощью по соответствующему профилю. Имея эту информацию, субъект понимает, надо ли ему строить новую медорганизацию либо заключать договор на обслуживание с частной структурой.

То есть это основной учет всех ресурсов системы здравоохранения. Плюс создание и хранение обезличенных медицинских данных, на основе которых впоследствии будет строиться глубокая аналитика с тем, чтобы понимать, какие у нас алгоритмы лечения действуют, а какие нет, при каких критериях наступает то или иное заболевание через 5–10 лет, для того, чтобы можно было менять алгоритмы лечения. 

Об укрупнении МИС

– Вопрос не в том, будет это один поставщик решений, или два, или пять. Не на этом надо концентрироваться. Мы должны обращать внимание не на количество разработчиков, а на то, чтобы все они между собой взаимодействовали, были интегрированы. Именно за отсутствие интеграции звучит основная критика сейчас.  

А чтобы сделать единую систему для всей страны, мы говорим, что МИС не должна вести только электронные формы, она должна очень глубоко обеспечивать информационное сопровождение всех процессов, действий врача. То есть насколько должна быть качественной эта система, чтобы на нее сегодня всех перевести.

В соответствии с законом о распределении полномочий и с 323-ФЗ за организацию оказания медицинской помощи на территории региона отвечает субъект. Минздрав России обеспечивает требования в соответствии опять же с данным законом к функционалу информационных систем. Субъект, получив эти требования и владея информацией о ситуации в здравоохранении региона, должен найти (должна сработать инженерная, организационная, ИТ-мысль) и обеспечить оптимальное решение.

С другой стороны, это федеральный проект, государство тратит огромные деньги на его реализацию (на 6 лет запланировано 107 млрд руб. и большая часть будет потрачена именно на региональное здравоохранение), руководство страны понимает, что цифра дает значительную трансформацию. И для нас всех это действительно вызов и правильное освоение этих средств, правильная реализация этого проекта либо приведет нас к выигрышу, либо к полному провалу, – а мы такого варианта не рассматриваем. Большую часть мы должны сделать за 3 года в соответствии с паспортом проекта и рисковать не можем.

И если субъект не в состоянии – то есть, если организаторы говорят: мы ничего не понимаем в ИТ, мы не умеем заказывать, соответственно они должны предпринимать какие-то действия.

Но еще раз – единая система она и так единая, мы очертили цифровой контур: интеграция, электронное взаимодействие всех модулей, различных функционалов информационных систем разного уровня должны обеспечить единство системы, в центре которой стоит наш гражданин, пациент.

О месте частной медицины

­– Преемственность оказания медицинской помощи – одна из целевых задач единого цифрового контура. Пациент должен иметь возможность доступа к своим медицинским документам, возможность предоставить их лечащему врачу… Интегрированная ЭМК на уровне субъекта – это один из основных компонентов региональной МИС, которая должна взаимодействовать с системами лабораторных исследований, цифровых диагностических исследований и т.д.

В паспорте проекта упомянуты только государственные и муниципальные медорганизации, но сделано это лишь для того, чтобы не возникло мысли, что бюджетные деньги будут тратиться на внедрение МИС в частном секторе здравоохранения. Частная медорганизация сама обеспечит внедрение МИС, в 323-ФЗ прописано, что эти МИС также подключаются к ЕГИСЗ, к цифровому контуру с 1.01.2019 года. Будут подсистемы, в которые они обязаны передавать сведения.

Что касается других требований к МИС частных медорганизаций, то это будет работать только если данный критерий будет рассматриваться при выдаче лицензии на медицинскую деятельность. Это, возможно, будет следующий шаг, когда у нас «цифра» действительно станет (думаю, по результатам этого федерального проекта) неотъемлемой частью процесса оказания медицинской помощи.

На мой взгляд, частные организации будут заинтересованы предоставлять данные и в региональные МИС, и в ЕГИСЗ, потому что в случае возникновения пробелов в ЭМК пациента, он может отказаться от услуг организаций, не передающих эти сведения в единую систему.

Об «иных» информационных системах

– Сегодня несколько иных информационных систем прошли тестовое подключение, и сейчас ждем из Минюста приказ по форме заявки на присоединение иной системы к ЕГИСЗ, мы его уже в третий раз доработали. И тогда начнем официально интегрировать иные системы в ЕГИСЗ и они начнут действовать.

Вместе с тем после утверждения правил взаимодействия иных информационных систем в сфере здравоохранения на рынке появилась масса игроков, оказывающих телемедицинские консультации и предоставляющих дистанционные медицинские сервисы для граждан. Чуть ли не каждый месяц подключается кто-то новый. Поэтому, я думаю, им даже на руку, что процесс пока не отрегулирован, и они последние месяцы могут это делать не в соответствии с принятым законом.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 2

Дюков Андрей Борисович
Благо коллеги были на той конференции и дали послушать Елену Львовну. Пишу слово в слово, что услышал: "Не на том мы концентрируемся. Мы должны обращать внимание не на количество разработчиков, а на то, чтобы они все между собой взаимодействовали, чтобы они были интегрированы. Именно это основная критика сейчас… Тоже самое на уровне субъекта, нужно говорить об интеграции, только это единственный метод правильный".
Так что кроим и шьем дальше, благо уже неплохо получаться стало.
Гайдуков Алексей
В западной терминологии используется термин Healthcare ERP (медицинская ERP). Под этим термином понимается единая ИТ-система организации, состоящая из ключевых компонент – EHR (пациенто-ориентированные модули) и модули классической ERP (бухгалтерия, кадры, управление запасами).

Часто получается, что в результате автоматизации нагрузка на врачей только возрастает. С одной стороны, как абсолютно верно отметила Елена Львовна, это возникает из-за отсутствия автоматизации процессов. В этом случае программы используются просто как «набивалки» не только первичных учетных форм, но и для отчетных форм. Полезность данных отчетных форм полученных таким образом сомнительна. ERP системы, в том числе медицинские, изначально ориентированы на автоматизацию процессов. Формировании отчетов самых разных уровней производится на основании тех данных, которые были введены владельцами процессов. По каждому показателю отчета можно посмотреть первоисточники (первичную документацию).

С другой стороны дополнительную нагрузку на врачей со стороны автоматизации дает необходимость ведения бумажного медицинского документооборота. Врач при наличии ИТ-системы вынужден ориентироваться на бумажные версии документов, так как они обеспечивают юридическую значимость. То есть компьютер даже при самом продвинутом программном обеспечении используется только как печатающая машинка. Переломить эту ситуацию возможно только силами Минздрава РФ – требуется утверждение порядка медицинского электронного документооборота с возможностью использования СЭМД (CDA в англоязычной версии) для всех видов документов, что позволит избежать повторного ввода данных врачами.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.