Особенности национальной ВИЧ-профилактики
Всем сестрам по серьгам
В основу исследования легли данные из 19 субъектов РФ. Общая сумма проанализированных аукционов – почти 135 млн руб. Самой щедрой из территорий, вошедших в мониторинг, оказалась, разумеется, Москва, с бюджетом на профилактику ВИЧ более 60 млн руб. Далее с большим отрывом идут Ростовская область – 12 млн, Красноярский край – 6,8 млн, Республика Татарстан – 6,5 млн, Волгоградская область – 6,1 млн, Иркутская область – 5,8 млн руб.
Так кому же досталась основная доля этих денег? Фирмам, не имеющим отношения не то что к ВИЧ, но и вообще к медицине. Например, в Ростовской области уже не первый год агитирует за воздержание и целомудрие ООО «Победа», основной вид деятельности которого, согласно уставным документам, – оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами. В Санкт-Петербурге проведение общегородских молодежных мероприятий, посвященных проблемам СПИДа, доверили ИП Хохловой Светлане Николаевне (гражданка Украины), которая в свободное от Анти-СПИД концертов время специализируется на подборе персонала и уборке жилых и нежилых помещений.
Как говорится в докладе, отдельного внимания заслуживает контракт, заключенный в Томской области. На протяжении трех лет ОГБУЗ «Томский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и другими ИЗ» объявляет один и тот же аукцион на развитие и продвижение интерактивного трансмедийного мультиплатформенного комплекса. Контракт стоимостью 1,7 млн руб., включающий поддержку мобильного приложения-игры и сайта, где оно размещено, и их продвижение в соцсетях, в 2017-2018 гг. получил ИП Фатиханов Руслан Ильдарович. На эти деньги в сети «ВКонтакте» была создана группа с 24 подписчиками и в Facebook – со 100. При этом само приложение в соответствующих магазинах составителям отчета Минэкономразвития найти не удалось, а на сайте оно попросту не работает.
Победители аукционов: вид деятельности и суммы контрактов
Итого. Почти 10 млн руб. заработали региональные теле- и радиокомпании, 15 млн – рекламные агентства, без малого 6 млн – торговые предприятия. Не остались в стороне и ИТ-компании, выигравшие контракты на 58 млн руб. Почти 70% денег потрачено на изготовление рекламно-информационных материалов, причем зачастую львиная доля пошла на разработку дизайна и макетов, а не на печать тиражей. В 2017 г. эта цифра была ниже – 43%.
Только 22 закупки из 75 прошли конкурентно, то есть при наличии более одного участника. Впрочем, на то есть объективные причины. НКО трудно участвовать в тендерах по закону № 44-ФЗ. У них нет свободных средств, чтобы обеспечить заявку на участие, да и на реализацию проекта с постоплатой контракта – тоже. Зачастую максимум, на что они могут претендовать, – стать субподрядчиком у ООО или ИП.
Кто в экспресс-тест, кто – по презервативы
Авторы мониторинга констатируют отсутствие единых стандартов/требований по проведению профилактических мероприятий, а также четких целей, задач и оценок эффективности. Каждый регион самостоятельно решает, как проводить профилактику, среди какого населения. В итоге за 8 месяцев 2018 г. 84% от всех затраченных средств пошли на профилактические меры для широкого круга граждан, только 7% – для представителей групп риска. Эти данные повторяют результаты 2017 г.
По-настоящему эффективных и небанальных проектов и программ единицы. В основном имеет место формальный подход и освоение бюджетных средств, а меры, принимаемые Минздравом России, никак не отражают особенностей распространения ВИЧ-инфекции в стране.
«Почему там много денег тратится на полиграфию? Потому что так проще и спокойнее, – объясняет главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Управления здравоохранения Ростова-на-Дону, эксперт по профилактике ВИЧ и популяризации репродуктивного здоровья среди подростков и молодежи Роман Поликарпов. – Хотя во всем развитом мире такая первичная профилактика считается малоэффективной. Конечно, информировать население надо, но вопрос – как? Например, экспресс-тестирование. Можно сделать все примитивно: человек зашел в палатку, прошел тест, получил результат, ушел. Галочку поставили, бюджет освоили. Мы же стараемся делать такие мероприятия интерактивными, устанавливать индивидуальный контакт, проводить до- и послетестовое консультирование».
Хуже всего обстоит профилактика среди уязвимых групп – секс-работников, наркоманов, мужчин, практикующих секс с мужчинами. Потому что это табуированные группы. Но поскольку они могут являться источниками заражения, крайне важно обеспечивать им индивидуальное сопровождение, распространять среди них презервативы, добиваться приверженности ретровирусной терапии и ответственного сексуального поведения.
Сами с усами
«В стране выделяется огромное количество средств, но до «клиента» толком ничего не доходит, – признает руководитель общественной организации «Ковчег-АнтиСПИД» Вячеслав Цуник. – Та система, которая ранее была создана за десятилетия и неплохо работала, полностью разрушена. Речь идет, в первую очередь, о программах, финансируемых за счет средств Глобального фонда. Все государства перечисляют туда деньги, а затем фонд распределял их с учетом критических мест на планете. Например, если государства успешные и им хватает собственных ресурсов, они все равно платят за то, чтобы через фонд решать эту проблему, например, в Африке, потому что из Африки эта беда все равно придет в Европу».
С января 2018 г. программы работы Глобального фонда по борьбе со СПИДом в России завершены. С июля 2019 г. финансирование фондом будет полностью прекращено. А потому, по мнению экспертов, ситуация с профилактикой ВИЧ в нашей стране станет еще плачевнее.
Опасения вызывает и недавняя инициатива Министерства юстиции РФ, которое предлагает обязать НКО согласовывать с Минздравом свои программы профилактики ВИЧ, финансирование которых ведется извне или с участием иностранных инвесторов. В случае неповиновения и отказа прекратить реализовать программу можно будет ликвидировать такие НКО. Эксперты считают, что если такие поправки в закон будут внесены, это самым негативным образом отразится на профилактике заболевания.
Нет комментариев
Комментариев: 0