Северян зовут спасти петербургские санатории
Обоюдный интерес
Жители заполярных регионов, как правило, ездят отдыхать и лечиться в среднюю полосу и к теплому морю, а Петербург для них – скорее транзитный культурный центр. Но у санаторно-курортного и гостиничного бизнеса города есть желание перенаправить потоки северных пациентов к себе.
Крупные компании концентрируют в своих руках санатории и базы отдыха в Курортном районе Петербурга, по северному берегу Невской губы. Они делают это на фоне призывов Минфина приватизировать санаторное дело. За землю надо платить налоги, а значит, она должна приносить доход. В результате часть территории вдоль самой кромки залива застраивается элитным жильем. Другую часть бизнес пытается сохранить и использовать по назначению, но отдых нынче недешев, а профсоюзы не распределяют столько путевок, сколько в былые времена. Бойцы курортного фронта забеспокоились – надо искать новую клиентуру. Они взялись создать программу привлечения северян – и занимались этим… пять лет. Все это время инвесторы с планами застройки побережья на месте не сидели.
Но тут в Петербурге появился Герман Широков, в 2016 г. уволенный с должности начальника новгородского Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Генерал-майора полиции трудоустроили в советники губернатора, но оказалось, что когда-то он служил в Отдельном арктическом погранотряде КГБ СССР. И при правительстве города появился Комитет по делам Арктики. В штат нового органа набрали больше полусотни сотрудников. Арктика далеко, а Курортный район с дорогим отдыхом – близко. Так совпали коммерческо-оздоровительные устремления власти и бизнеса.
В середине лета Герман Широков встретился с гендиректором Ассоциации курортов Северо-Запада Анатолием Меньшовым. Они договорились: санаторию быть! Конечно, санаторию «для сотрудников предприятий из регионов, входящих в арктическую зону, а также для сотрудников предприятий Петербурга, интегрированных в развитие арктического региона», заявили в комитете. Кто же еще станет платить, если Минздрав не может, а Минфин не хочет?
Вслед за тем собрали самих промышленников и портовиков, а вместе с ними работников представительств арктических регионов, дабы разработать «дорожную карту» проекта.
Государственно-частный туризм
«Мы начали процесс заранее: затраты государственных организаций должны быть утверждены бюджетом, а он формируется примерно с сентября, в крайнем случае в октябре, – объясняет Анатолий Меньшов. – Но смотрим на это направление как на долговременную программу сроком на 15-20 лет или больше. В последние 15 лет в здравоохранение Петербурга вложены огромные средства, и не использовать это преимущество было бы неправильно. К тому же внимание государства к курортам упало ниже того уровня, который им необходим. Потенциал города будет работать в этой программе – необходима ежегодная медицинская реабилитация работников. Мы пришли к выводу, что создать необходимые условия для своих работников может только работодатель, с ним и надо работать. Недавно было предложено ввести уголовную ответственность работодателей, которые не занимаются вопросами организации здорового образа жизни сотрудников, в том числе их медицинским обслуживанием. В Германии, если работник в течение года не прошел медицинскую реабилитацию, в случае серьезных проблем со здоровьем ситуация рассматривается вплоть до применения Уголовного кодекса. Умные работодатели обязательно предлагают работнику двухнедельное лечение или реабилитацию по линии социального обеспечения. А мы не накопили пока соответствующего опыта».
Руководитель ассоциации, рассуждая о «корпоративном оздоровлении», склонен опираться скорее на опыт советского прошлого, когда у санаториев Ленинграда и области были налаженные связи с крупными портами. Но сегодня отношения с ними и саму модель работы с арктическими территориями нужно строить заново, признает Анатолий Меньшов. А пока удалось выстроить связи с профильным комитетом городского правительства: «Несколько лет назад мы начали серьезную кампанию по медицинскому туризму. Еще три года назад Комитет по здравоохранению города даже не хотел разговаривать с нами на эту тему. А сегодня его не остановить в деле развития медицинского туризма в Петербурге. Должны были созреть условия – они созрели: возможность получения медицинской помощи уже не так сильно зависит от того, в каком регионе находится человек».
Есть еще одна задача – равномерно загрузить санатории в течение всего года: понятно, что зимой и в межсезонье отдыхающих меньше, но курортная экономика требует стабильной прибыли. Анатолий Меньшов объясняет, что «в заполярных регионах почти три месяца длится арктическая ночь, и отправлять северян на южные курорты зимой опасно – это может негативно сказаться на их здоровье».
Сказка про Репино
Интрига заключалась в том, кто именно станет работать с северянами, где их будут размещать. Высокие договаривающиеся стороны об этом не сообщали, и складывалось впечатление, будто желающих санаториев и турбаз так много, что предстоит чуть ли не конкурсный отбор.
Но все проще: из старой колеи не выпрыгнешь. «Мы, – говорит гендиректор Ассоциации курортов, – остановились на пансионате “Балтиец”. Когда-то он был первой межрейсовой базой отдыха моряков Балтики. Это одно из интереснейших учреждений, где предусматриваются все возможности для отдыха этой категории специалистов. Решили взять за основу опыт 40-летней давности и сохранившиеся с того времени рекомендации. К тому же от поселка Репино, где находится пансионат, можно быстро добраться до города – он находится в получасе езды. Реабилитация не сводится только к нахождению в санаторно-курортном учреждении, сбалансированному питанию и медицинскому контролю». То есть пациенты будут еще и туристами, которым заодно обеспечат и культурную программу.
Расчет делается на долговременные контракты. А первоначальных инвестиций ждут от собственника пансионата – управляющей компании «Туррис». Она владеет отелем в Петербурге и еще одним на Кавказе, двумя пансионатами, включая «Балтиец» на Финском заливе, и медицинским центром (он же меди-спа-отель) «Аста Вита», который создан при «Балтийце» два года назад.
Об объеме винвестиций руководство компании рассказывать не стало и никаких цифр не привело. Однако сообщило, что следующая встреча с участием северян, организуемая Комитетом по делам Арктики, пройдет в самом пансионате и «будет иметь масштабный характер».
К делу подключили и налоговую инспекцию. Со следующего года вступят в силу изменения к Налоговому кодексу, которые позволят предприятиям учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату услуг санаторно-курортного лечения и отдыха сотрудников.
Северяне смогут заключать договоры напрямую с санаторием, без посредников, потому что «Туррис» включен в Единый федеральный реестр туроператоров, а кроме того аккредитован на федеральных электронных торговых площадках.
Лечить, как везде
Отвечая на вопрос, какой окажется в общем потоке доля северян, руководство «Туррис» заметило: «Точно оценить долю отдыхающих из северных регионов сложно, все будет зависеть от рыночной ситуации. Мы готовы принимать одновременно до 300 человек, что составит 40% от общего числа гостей». В течение 3-5 лет в санатории готовы увеличить это число до 600 человек.
Заодно «Туррис» сообщает о «самой современной лечебной базе и оборудовании лучших производителей Германии, Франции и России для профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, женской и мужской половой сферы» в медцентре «Аста-Вита», а также об «инновационных технологиях и европейских стандартах качества обслуживания». Перечисление этого оборудования занимает несколько строк, и его трудно назвать стандартным, поскольку оно включает в себя возможности, например, криотерапии, электростимуляции, ультразвуковой, магнитной и ударно-волновой терапии. Но «особенностью “Аста-Виты” является комплексное водолечение» – и это тоже целый спектр процедур и полагающегося для них оснащения.
Магнитотерапия в медцентре «Аста-Вита» | Фото: asta-vita.ru
В городе с несколькими медицинскими вузами привлечь к работе в пансионате врачей при достаточном уровне зарплаты нетрудно, а их квалификация будет выше общероссийской. Но, возможно, жителям Севера даже на курортах нужны специфические арктические врачи? «Специальности “арктическая медицина” в России не существует. Мы только теперь приблизились к принятию образовательного стандарта для врачей, работающих в арктической зоне», – пояснил порталу Medvestnik.ru руководитель Научно-исследовательской лаборатории арктической медицины в петербургском СЗГМУ им. И.И. Мечникова Максим Чащин. На севере, объяснил он, где человек сталкивается со специфическими угрозами быстрого обморожения и влиянием полярной ночи, значительно выше распространенность ряда болезней. Там действительно нужна арктическая медицина, однако это не то же самое, что курортология для северян. Профессор полагает, что в лечении жителей Заполярья в санаториях особой специфики нет: в России болезни везде лечатся по одним стандартам.
Но все же главная проблема – в экономике: пока неясно, согласятся ли платить заполярные предприятия, и хватит ли этого «северного потока» для загрузки хотя бы одного пансионата. Ведь численность населения в арктической зоне России медленно сокращается, на огромной территории живет менее 2,4 млн человек (даже не пол-Петербурга!) и лишь часть этих людей работает в крупных организациях. Тем не менее городское правительство поддержало передел околомедицинского рынка, хоть это, кажется, и не его задача. Налоговые поступления? Но пополнение налоговой базы не будет большим. По самым оптимистичным прикидкам, налоги от петербургского лечения и отдыха северян в бюджеты всех уровней (а не только города) не превысят за год 60 млн руб., скорее же всего окажутся в разы меньше.
Нет комментариев
Комментариев: 0