Врачи без границ
Минус один визит
В европейских странах на здравоохранение тратится от 8 до 10% ВВП, в США - до 20% ВВП. В России этот показатель вместе с расходами на фармацевтическую отрасль не превышает 4,5% со всеми вытекающими, включая более низкую продолжительность жизни населения. В этой ситуации основная головная боль государства – как сделать так, чтобы лечить лучше, не увеличивая затрат. И телемедицина могла бы стать палочкой-выручалочкой, потому что она, с одной стороны, помогает медицинским провайдерам экономить время персонала и деньги; с другой - обеспечить доступность помощи в самых удаленных территориях.
«Когда вы приходите на консультационный прием в поликлинику первый раз, доктор осматривает вас и, как правило, назначает анализы, - поясняет основатель и гендиректор социальной сети «Доктор на работе» Станислав Сажин. - Во второй раз, когда результаты лабораторных исследований будут готовы, врач, вероятнее всего, назначит лечение, и ваше присутствие на приеме, скорее всего, не понадобится. Осматривать повторно вас явно не будут. Могут, правда, решить, что необходимо сделать еще УЗИ или рентген. Но об этом пациента можно известить посредством СМС или в личном кабинете. Это сэкономит массу времени и денег, ведь человеку не придется отпрашиваться с работы, сидеть в очереди в поликлинику. Да и оплачивается удаленная консультация традиционно скромнее. В США стоимость очного визита к терапевту от $100, а онлайн-консультация – примерно $40».
Для выписки рецептов хроническим больным также нет смысла каждый раз отвлекать врача своим присутствием. Диагноз установлен, он не меняется, лекарство назначено к пожизненному приему. Оформить рецепт путем нажатия одной кнопки в электронной истории болезни – и все.
«По статистике в течение года россиянин совершает 9 визитов к врачам, - продолжает Станислав Сажин. - Если сократить эту цифру хотя бы до 8, то в масштабах страны это будет колоссальная экономия».
Частный интерес
Естественно, что цели, которые преследуют государственный и частный секторы медицины, внедряя телемедицинские технологии, несколько разные. Страховые медицинские компании и коммерческие клиники используют телемедицину как инструмент конвертации виртуальных пациентов в реальные для сокращения своих издержек и повышения уровня сервиса. Сегодня стало нормой, что клиент частной клиники получает результаты анализов на электронную почту и имеет возможность в телефонном режиме уточнить или изменить назначение в случае непредвиденной реакции на лекарственный препарат, а нередко – в его распоряжении даже мобильный телефон лечащего врача.
Сеть клиник «Доктор рядом» в начале этого года запустила в тестовом режиме систему онлайн-консультаций пациентов. «Мы пробовали разные сегменты от b2c до b2b2c, - рассказывает генеральный директор сети Александр Пилипчук. – Поняли, что наиболее активны в вопросах внедрения сервиса удаленного медицинского консультирования страховые компании. Здесь мы добились наилучших успехов в рамках страхования от несчастных случаев, ДМС и во взаимодействии с юридическими лицами, у которых нет ДМС (у нас уже более 10 прямых контрактов). Теперь мы более четко представляем структуру запросов и тематику обращений. 70% из них - это срочные консультации, 30% - плановые. Тематически разбивка выглядит следующим образом: 30% - консультации с рекомендациями по дальнейшему дообследованию, 25% - при обострении заболеваний, 10% - по анализам, 10% - кожные воспаления у детей. Мы сформулировали план по доработке сервиса и сейчас его внедряем. Например, довольно часто после телеконсультации пациенту требуется рекомендация, в какую клинику обратиться, то есть сервис ассистанса. К текущему моменту у нас более 200 тысяч прикрепленных и более 1000 проведенных консультаций. Цифра невелика, поскольку большинство пользователей совсем недавно получили доступ к нашим услугам. Считаем направление крайне перспективным и намерены развивать его».
Многие эксперты говорят о том, что как ЕГЭ в свое время открыл доступ детям из глубинки в столичные вузы, так и телемедицина позволит приблизить ведущих европейских и столичных врачей к пациентам из провинции. Так, порядка 85% обращений за онлайн-консультацией на портал «Онлайн Доктор» поступает из регионов.
А самыми востребованными станут сервисы верификации диагноза (второе мнение) и получения экстренной консультации в ситуации, когда попасть на прием к специалисту лично невозможно. Именно эти продукты сегодня наиболее активно представлены в различных страховых программах. Это подтверждается данными социологических исследований. По заказу сервиса DocDoc аналитическое агентство «Социолог» в начале года провело опрос среди пациентов. Как показало исследование, россияне готовы получать первичную и повторную консультации дистанционно у терапевтов, аллергологов, педиатров и неврологов. Использовать скайп, телефон и мессенджеры опрошенные готовы ради экономии времени на прием у врача и дорогу до клиники и для получения срочного ответа. За удаленное общение с доктором почти половина респондентов - 43,5% - готова платить до 500 рублей, а 37,9% - в пределах 1000 рублей.
«Рынок b2c пока неэластичен по цене, хотя определенный спрос мы там нащупали», - подтверждает Александр Пилипчук.
Телемедицина – один из самых быстрорастущих секторов рынка здравоохранения
Консерваторы против
Выходит, как ни крути, все в выигрыше от телемедицинских технологий. Однако ждать, что они будут внедрены в России в скором времени в нужном объеме, не приходится.
«Нынешний законопроект - видимость, - убежден Станислав Сажин. - На самом деле он ничего не разрешает. Основные моменты будут прописаны в подзаконных актах Минздрава. С 1 января 2018 года своими приказами и положениями он разрешит максимум 2-3 вещи: информирование пациентов, не относящееся к клиническому, например, СМС о результатах анализов. Возможно, выписку рецептов хроническим больным».
Однако, судя по заявлениям министра здравоохранения Вероники Скворцовой, в ближайшие пару лет не произойдет даже этого. «В большей степени телемедицина рассматривается как коммуникационно-информационные технологии связи "медорганизация-медорганизация" и "врач-врач", - пояснила она на панельной сессии Петербургского международного экономического форума «Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы» 2 июня. - Но в то же время рамочно там прописывается возможность "врач-пациент", которая будет детализироваться пошагово и реально будет внедряться в нашей стране с 2019 года. Но для этого надо сначала создать доступную для всех систему, позволяющую сверить того, кто предлагает свои консультации через интернет, с его реальным дипломом, квалификацией и т.д.».
Например, некий уролог Иван Иванович Иванов дает рекламу об онлайн-консультировании. Пока пациент не имеет возможности убедиться в том, что общается не с мошенником и проходимцем. Но в перспективе он сможет посмотреть, существует ли такой врач в федеральном регистре, создание которого находится на финальном этапе, и при помощи персональных ключей удостовериться, что это тот самый Иванов, за которого визави себя выдает.
Даже легитимизация передачи всех данных обследований с медицинских приборов анонсирована лишь к 2019 году. «Мы планируем внедрять персональные устройства для измерения давления, пульса, сахара крови и др., - рассказала Вероника Скворцова. - Ими будут обеспечиваться пациенты из группы риска, а специальная круглосуточная служба — отслеживать показания и реагировать в случае критических изменений».
По данным портала ONDOC, который позиционирует себя как сервис персонального здравоохранения, удаленно с пациентами уже сегодня общаются 77% медицинских работников. Дистанционные консультации нужны им для работы по корректировке медикаментозного лечения (67%), с хроническими больными (67%), в послеоперационный период (16%). Это значит, что пока рынку не дают возможности работать под белым флагом, он ставит на «серое». Ибо спрос рождает предложение.
Для чего, на ваш взгляд, больше всего нужны дистанционные консультации
Источник: опрос ONDOC
Нет комментариев
Комментариев: 2
быстрее успеть "снять сливки" с информационных медицинских технологий, избегая юридической ответственности. Избегая этической оценки, хочется заметить только, что в этом случае можно ждать только дальнейшего роста недоверия и напряжённости в отношениях между пациентами и врачами особенно на приоритетном амбулаторно-поликлиническом уровне.