В профсообществе поддержали идею о едином реестре медицинских блогеров

В Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ) поддержали идею о регулировании сферы медицинского блогинга и едином реестре блогеров. Регистрация в нем могла бы стать условием размещения легальной рекламы на интернет-платформах с возможностью применения блокировки к нарушителям. Более жесткий контроль сферы медицинского блогинга связан с необходимостью противодействия медицинским фейкам в интернете и деятельности псевдоврачей, которые раздают откровенно опасные и ненаучные советы, заявили участники «круглого стола» в Общественной палате 20 мая.
Регулирование возможно через создание единого реестра медицинских блогеров, в котором учитывались бы их специализация, квалификация и уровень влияния. Операторами таких данных могли бы выступать Минздрав, Росздравнадзор в партнерстве с Роскомнадзором. Регистрация в реестре может стать условием монетизации, которую нарушителям можно будет отключать.
Большая популярность медицинских блогеров обусловлена тотальной цифровизацией. Пациенты сейчас массово ищут медицинскую информацию онлайн, а доверие к соцсетям часто выше, чем к официальным источникам При этом блогеры, в отличие от врачей, не несут никакой ответственности, контент о здоровье в интернете не регулируется и никак не оценивается ни одним контролирующим органом, отметила президент Национальной ассоциации блогеров в сфере здравоохранения Ольга Беззубенко.
«Современная правовая система не успевает за быстрым развитием цифровых медиа. Медицинские блогеры умело обходят существующие ограничения, используя формулировки вроде «делюсь личным опытом» вместо прямых медицинских рекомендаций. В результате в этой правовой лазейке процветает бесконтрольная реклама гормональных препаратов, продвижение рецептурных средств как «секретов молодости», дискредитация психиатрии и распространение опасных псевдонаучных теорий о происхождении заболеваний. Масштаб проблемы достиг федерального уровня», — считает советник председателя правления фонда «Сколково», владелец и основатель сети Biochek, медицинский блогер Александр Дзидзария.
По закону № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств и медуслуг должна соответствовать ряду требований. В частности запрещено указывать, что препарат или услуга гарантированно эффективны, не имеют побочных эффектов или безопаснее аналогов. Однако популярные платформы заточены под продвижение и маркетинг, а не под соблюдение профессиональных и правовых стандартов. При этом врачи, продвигающие себя через такие каналы, нередко забывают, что несут профессиональную ответственность и обязаны соблюдать этику и законы, игнорируют обязанность согласовывать рекламные посты и упоминания препаратов с юристами или администрацией клиники, подчеркнула специалист в области медицинского права, автор образовательных программ и экспертных методик по защите прав пациентов и медицинских организаций Ирина Гриценко.
«Наши предложения — создание реестра медблогеров при Минздраве или Росздравнадзоре. Регистрация в нем может рассматриваться как условие легальной рекламы с блокировкой нарушителей. Обелить рынок могли бы стандарты достоверной информации, такие как некий моральный кодекс, а именно обязательное указание источников информации и запрет ложных и неэтичных утверждений, обязательная маркировка рекламы с указанием ее заказчика и отчетность о рекламных интеграциях. Для добросовестных проверенных участников возможна «цифровая метка доверия». Выдача такого бейджа возможна после верификации и подписания кодекса», — отметила врач-стоматолог, владелец клиники Smile studio, блогер Луиза Автандилян.
В рамках регулирования возможно предусмотреть и санкции к нарушителям — штрафы за скрытую рекламу и недостоверный контент, наказание за продвижение запрещенных препаратов. Для потребителей контента следует предусмотреть возможность подачи жалоб через госпорталы. Среди рекомендаций рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы при Госдуме, которая собиралась в 2024 году, — запретить медицинское блогерство людям без профильного образования, ввести в социальных сетях маркировку «Зеленый крест» для пабликов и страниц, содержащих контент о здоровье, автор которых медицинский специалист с дипломом, а также создание реестра информационных ресурсов, содержащих ложные сообщения или иную недостоверную общественно значимую информацию, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан. По первому пункту, правда, мнения участников встречи разошлись — не все поддерживают такие ограничения.
Участники «круглого стола» договорились продолжить дискуссию в рабочих группах для выработки итоговых рекомендаций в Минздрав.
В последнее время в публичном поле все чаще появляются призывы начать контролировать сферу медицинского блогинга. Эти предложения звучали еще в декабре 2023 года. После этого тему подхватили в парламенте: в Госдуме заявили, что некоторыми медиками-блогерами становятся «скучающие дома мужчины и женщины», а в Совете Федерации даже предложили ввести уголовную ответственность для блогеров, которые раздают медицинские советы, не имея профильного образования.
Врачи сами подписываются на врачебные блоги, однако в итоге не довольны продуктами, которые начинают продаваться на них, писал ранее «МВ». Большинство специалистов (78%) отмечали, что количество подписчиков не влияет на доверие к медицинскому блогеру. Среди основных критериев врачебного блога, который вызывает доверие, назвали экспертные посты, отсутствие скрытой рекламы, возможность обратной связи и этичность. Не нравится врачам чаще всего то, что профильные блоги часто превращаются исключительно в площадку для продаж с постоянными прогревами, что рекламируются БАД и сомнительные методы лечения.
- ВКонтакте
- Telegram
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.
Нет комментариев
Комментариев: 0