Медицинская авиация обзаведется самолетами и нормативами
Спорные моменты
У медицинской авиации в России до сих пор нет юридического статуса: врачи при вылете к пациенту или в район чрезвычайной ситуации числятся пассажирами или представителями заказчика рейса, сам больной при эвакуации находится полностью вне правового поля, сообщили участники конференции. Не существует также требований к оснащению специального воздушного судна, нет единой организационной модели и общих требований к составу медицинской бригады.
Обсуждение приказа Минздрава о внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, призванного ввести санавиацию в правовые рамки, ведется уже несколько месяцев. Документ находится на согласовании в департаментах ведомства, руководители которых сообщают, что коррективы еще возможны.
Среди наиболее спорных вопросов – требование к численности авиационной медицинской бригады: ранее в ее состав включалось три врача, однако вертолет «Ансат» может взять на борт лишь двух врачей и пациента.
Продолжается дискуссия об оснащении «авиаскорой». «В старых МИ-2 без оборудования, с голым полом, врач брал с собой тонометр и формально вылетал с медоборудованием», – пояснил сотрудник Департамента организации экстренной медицинской помощи Минздрава Михаил Ламзин. По словам ректора ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи Минздрава РФ, академика Сергея Багненко, специалистам удалось добиться, чтобы приказ требовал такого же оснащения вертолета, как у автомобиля скорой помощи класса C.
Минздрав предложил также ввести стандарт по санитарной авиации, аналогичный вводимому в этом году в Италии: анестезиологи и реаниматологи должны получать базовую сертификацию по результатам отдельного курса обучения продолжительностью несколько месяцев. Возможно, эти требования будут включены в готовящийся образовательный стандарт по скорой медицинской помощи.
Разные задачи
В стране выполняется 6 тыс. медицинских вылетов в год. К апрелю 2019 г. в регионах появится еще 50 медицинских вертолетов, поэтому необходима выработка правовой основы деятельности медицинских авиационных бригад. Кроме того, предложено создать в регионах объединенные центры медицинской авиации, чтобы усилия различных служб не были разобщены.
Директор ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф “Защита”» Сергей Гончаров сообщил: «Генеральный директор корпорации “Ростех” Сергей Чемезов дал поручение прорабатывать первый российский самолет, который будет заниматься медицинской эвакуацией, в том числе межрегиональной, однако им станет не российская модель, а импортный Bombardier. Первый российский медицинский вертолет “Ансат” готовился к производству около 10 лет. Но вертолетный центр “Хели-драйв” продемонстрировал президенту другой модуль, дешевле и удобнее, а Казанский вертолетный завод настаивает на том, чтобы производить “Ансат” в три раза дороже».
Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. сделало АО «Национальная служба санитарной авиации» единственным исполнителем авиационных работ для оказания медицинской помощи в России. Ее создание было вызвано требованием со стороны авиации МЧС к регионам оплачивать медицинскую эвакуацию, т.к. она считается нецелевой задачей для самолетов ведомства. В ряде регионов работает также компания «Русские вертолетные системы». Кроме того, некоторые субъекты РФ, в том числе ХМАО, Омская область, Чечня, обучили бригады врачей и самостоятельно эвакуируют пациентов в федеральные медицинские центры.
Сергей Гочаров пояснил, что вылет в регионы без поручения федерального Минздрава считается нецелевым расходованием средств, поэтому субъекты Федерации, заинтересованные в доставке пациентов в крупные медучреждения, делают это сами. В федеральном проекте «Развитие первичной медико-санитарной помощи» содержится требование достичь к 2024 г. 12,5 тыс. вертолетных медицинских вылетов за счет региональных бюджетов и ежегодного увеличения на 1 тыс. числа таких полетов.
В рамках проекта предстоит освоение 30,7 млрд руб. в 2019–2024 гг. в 49–50 регионах, где планируется построить 78 вертолетных площадок. Отделения санитарной авиационной эвакуации до конца 2024 г. должны появиться во всех медицинских организациях, которые оказывают скорую и скорую специализированную медпомощь, вертолетные площадки – в учреждениях второго и третьего уровней, базовые площадки – при крупных специализированных медцентрах.
Нет комментариев
Комментариев: 1