Проект Правил ОМС: на старые дрожжи…
И что же мы видим? Если коротко – то все в названии. Ни одна из актуальных проблем не решена, новые проблемы обеспечены.
Тезисно о главном
- Об обещанном уменьшении финансовых санкций в отношении медицинских организаций (МО). По штрафам – крайне незначительное ослабление коэффициентов по недостаткам информирования через сайт или информационные стенды. По неполной оплате - особо остро критикуемые виды «дефектов» никуда не делись, трактовка их не изменилась, только они появились и в других пунктах с несколько меньшими коэффициентами. То есть – как договоритесь. Все опять на откуп проверяющим. В итоге не ослабление санкций, а одна видимость.
- Об информировании застрахованных. Существующие уже почти два года положения о создании абсолютно нежизнеспособной с технологической точки зрения системы обеспечения «прозрачности и регулирования» очередности госпитализаций на практике ожидаемо не выполнялись. Теперь же предлагается расширить (!) их за счет сведений о диспансеризации. Граждане, подлежащие этой весьма неоднозначной по эффективности процедуре, должны быть информированы СМО о сроках ее прохождения и результатах по этапам. Предусмотрена даже повторная напоминалка для неявившихся в первый раз. Вроде бы на пользу. Но все это полностью силами медицинских организаций. Они должны представить и план на год, и помесячный план с фамилиями, и представить все результаты. СМО их просто перешлют, с «честью» выполнив привычную посредническую функцию. Непонятно, почему МО не смогут это сделать напрямую? Мало того, особый цинизм, этакая вишенка на тортике, заключается в праве СМО применить к МО санкции за неисполнение их же планов. То есть медорганизациям предлагается стать неоклассической унтер-офицерской вдовой: подать свои планы, потом результаты и при несовпадении получить санкции.
- Вся схема финансового обеспечения практически не изменилась. Вместо необходимости расчета истинной потребности в медпомощи и экономически обоснованных тарифов (с учетом постоянно возрастающих требований по стандартам и порядкам) она сводится к упорному отстаиванию баланса выделенных денег и предусмотренных ПГГ объемов через практически автоматом получившиеся при этом тарифы. Да которые при этом никакого отношения к экономически обоснованным затратам не имеют.
- Амортизационные затраты. Очень важный вопрос (к финансово полноценному тарифу), по сути, о том, как реально обеспечить выполнение требований табелей оснащения порядков оказания медпомощи. Если амортизация в тарифах – значит, у МО будут средства на приобретение оборудования (естественно при этом надо убрать ограничение на приобретение основных средств). Если в тарифах нет – то это, как предусмотрено и сейчас, обязанность собственника МО. В отношении ведомственных и частных клиник это как-то работает. А в отношении госучреждений абсолютно не работает из-за отсутствия ответственности госсобственника за необеспечение соответствующего нормативным требованиям имущественного комплекса (здания + оборудование). И как же эту коллизию решают Правила ОМС? Как всегда в сложных вопросах – неопределенностью, туманом.
В возможных затратах амортизация указана, в описании состава тарифа присутствует волшебная оговорка: если такие затраты предусмотрены ПГГ. А если не предусмотрены и собственник сам не купил? Правильно - ответственность главного врача, штрафы, угроза отзыва или приостановки лицензии. А также финансовые санкции за фактическую и объективно не зависящую от врачей невозможность выполнить все требования по качеству и безопасности медпомощи. Да, и в настоящее время – жалобы пациентов, следственный комитет и реальные сроки.
- Перечень сведений, подаваемых медорганизацией в уведомлении об участии в ОМС, не претерпел никаких изменений. Хотя требования по опубликованию (не очень ясно, зачем они массовому потребителю) в реестре мощности коечного фонда и амбулаторной службы (даже в разрезе врачей-специалистов!) по клиническим профилям по факту не выполнялись. Можно посмотреть актуальный реестр на сайте ФОМС. Не выполняются и некоторые другие важные технологические моменты. Это сразу наводит на мысль, что далеко не все, что написано сейчас, будет сделано, даже если звучит перспективно. Отсюда – к следующему пункту.
- Работа комиссий по разработке территориальных программ ОМС. Именно они утверждают тарифы и распределяют объемы по МО. В отношение тарифов - продолжение линии на соответствие структуре и содержанию Тарифного соглашения, а отнюдь не требуемым затратам.
Есть очень важные и правильных по сути положения:
- о необходимости рассмотрения (лучше бы соответствия) информации исполнительного органа госвласти субъекта РФ в области охраны здоровья по объемам медпомощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год;
- о необходимости учесть стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта РФ, транспортную доступность медорганизаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения;
- о необходимости разработки показателей эффективности деятельности МО.
Это все и раньше так или иначе звучало в нормативной базе. Только не выполнялось или выполнялось неполно и формально. Причины? Нет денег и требуемых компетенций.
Что же в итоге? Объемы не соответствуют потребности, тарифы - затратам, нормативные требования и ответственность медработников - реальному финансовому их обеспечению, а вся обещанная ответственность страховщиков ложится на плечи медорганизаций и расплывчато формулируется в виде «осуществления информационного сопровождения» без явного указания санкций к СМО за недостижение показателей результата: доля охвата диспансерным наблюдением, невыполнения рекомендаций врача, отсутствия приверженности к ЗОЖ и т.п. А статьи о росте ответственности СМО, похоже, пишутся ими же или по их заказу.
Все перечисленное изменением Правил ОМС не решить. Надо менять 323-ФЗ, 326-ФЗ и еще много чего. Но хочется же чего-то хорошего. Оно есть. В проекте правил предусмотрена возможность подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг с получением полиса ОМС не только в СМО, но и «иных организациях». Вероятно, МФЦ. Это отлично! После того, как это случится, СМО точно можно будет убирать, не опасаясь «народных волнений». Если только заработает, конечно…»
Нет комментариев
Комментариев: 2
По информированию о диспансеризации - пишете чушь. Вы хоть бы ознакомились с процессом, благо уже первый год этого "безобразия" прошел. По факту ТФОМС обеспечивает создание списков ("с помощью информационного ресурса ТФОМС"), а СМО должны любыми способами - СМС, письма, звонки, оленьи упряжки, прыжки с парашютом обеспечить 100% информирование этих людей. И кого будут наказывать - это СМО за неполное информирование (3000 за человека), за недостаточный процент явки информированных. А в статье враньё про отсутствие санкций к СМО.
А МО как "рисовало" диспансеризацию, так и продолжает. Включают в списки и диспансеризируют умерших, уехавших и пр.
Новый приказ Минздрава по диспансеризации откровенно странный, мало того, очень слабо стыкуется с другим приказом о профосмотрах. Там теперь полная путаница в сроках и датах. И Минздрав своим подопечным разъяснять что либо не спешит.
По поводу оснащения и пр. При чем тут правила ОМС? Это не закон о бюджете, это лишь ПРАВИЛА РАБОТЫ для тех кто СОГЛАСИЛСЯ работать в ОМС. Для работы необходимо минимальное оборудование.
В данный момент сделали инструмент через НСЗ по доп. закупкам и финансированию обучения персонала. НСЗ формируется как раз из тех самых штрафов.
Как итог - либо г-н Прохоренко в силу занятости недостаточно изучил предметную область, или сознательно врет, чего, конечно быть не может.
Да, конечно, за 19 лет работы в СМО, занимаясь именно нормативными документами системы, по мнению комментатора Евгения мне не удалось постичь всю "глубину" этой арифметически простой посреднической системы. Системы, где фондообразование может сделать вчерашний школьник в табличке Excel после однодневного обучения.
Так в чем же мое "вранье"?
Слова про парашюты и оленьи упряжки, конечно, весьма образные, но легковесные. Что-то прецедентов не было. Загадочный "информационный ресурс ТФОМС" без работы со стороны МО не сможет составить список и график прохождения диспансеризации. А штрафы к СМО... Сколько конкретно по данному дефекту было заплачено СМО? За сколько человек, не получивших никаких уведомлений? По крайней мере ни я, ни члены моей семьи никакой информации о диспансеризации от СМО за все эти 25 лет не получали. Кого-то оштрафовали за это? Сомневаюсь.
Насчет "минимального оборудования" (это так, походя, о табелях оснащения порядков оказания медпомощи, вероятно) - купить то МО может за счет ОМС только откровенную мелочь, в пределах лимита на единицу.
НСЗ, как и многие другие возможности системы ОМС существует или для избранных МО, или на бумаге. Так, если посмотреть фактические затраты по этим направлениям, все становится ясным. Поэтому эта информация вне системы и недоступна. Для примера, озвученного О.Царевой два года назад, в Москве от потенциально возможных сумм на обучение было потрачено менее 1%. Там такие ограничения, что МО очень трудно добраться до отобранных у них же средств. Да и логика формирования этого НСЗ, особенно с сумм реестров счетов,отклоненных по превышению объемов, чего стоит.
Про обоснованность тарифов у СМО мнение почти солидарное: "- Да, да, что-то там МО говорят. Может и недостаточно, но это не наша проблема ...". А требовать всякого уровня соответствие требованиям тут как тут. Некрасиво как-то.
Так кто же тут врет то?