Счетная палата сообщила о кратном росте стоимости строительства новых медицинских объектов

Средние фактические затраты на строительство 1 кв. метра больниц, введенных в эксплуатацию в 2024 году, за пять лет выросли в три раза — до 302 тыс., поликлиник — в 2,5 раза, до 168,1 тыс. руб. В 2019 году указанные показатели составлял 98,8 и 67,6 тыс. руб. соответственно, следует из отчета Счетной палаты, опубликованного на сайте ведомства.
Наименьшая стоимость строительства 1 кв. метра больниц зафиксирована в Саратовской области (88,8 тыс. руб.), наибольшая — в Новосибирской области (420,2 тыс. руб.), Москве (444,9 тыс. руб.) и Санкт-Петербурге (414,4 тыс. руб.). Наименьшая стоимость строительства 1 кв. метра поликлиник отмечалась в Калининградской (56,8 тыс. руб.) и Томской (63,9 тыс. руб.) областях и Республике Адыгея (81,7 тыс. руб.).
Всего в 2019—2024 году были введены в эксплуатацию 54 больницы, анализ проведен по 27 объектам, с общим объемом межбюджетных трансфертов на строительство указанного количества больниц составил 59,5 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 37,8 млрд руб. Данные о поликлиниках были получены из анализа фактической стоимости строительства по 48 поликлиникам, введенным в эксплуатацию в 2024 году в 31 регионе.
По десяти из 16 рассмотренных проектов больниц решения о финансировании строительства больниц принимались до включения указанных объектов в документы территориального планирования, то есть без предварительной проработки, оценки и обоснования вариантов размещения объектов с учетом особенностей и возможностей соответствующей территории и сопутствующей инфраструктуры, а также направлений их развития, сообщили аудиторы.
Одной из причин высокой стоимости медицинских строек является неиспользование типовой проектной документации, а основные физические параметры, такие как мощность объекта, площадь, состав помещений, этажность, конструктивные решения введенных в эксплуатацию объектов социальной сферы, характеризуются высокой вариативностью. Это свидетельствует об отсутствии единого подхода у заказчиков к выбору параметров проекта и, соответственно, расходованию бюджетных средств, отмечают в выводах аудиторы. Из 48 поликлиник, введенных в эксплуатацию в 2024 году, типовая проектная документация использовалась при проектировании только в девяти. При строительстве больниц она вообще не использовалась.
Средние фактические затраты на строительство 1 кв. метра по контрактам «под ключ», когда один подрядчик отвечает за все этапы проекта, включая инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, работы по строительству и поставку медицинского оборудования, составляли 295,9 тыс. руб. Это ниже средних фактических затрат на строительство объектов, введенных в эксплуатацию также в 2024 году, по обычным контрактам.
Аудиторы поручили Минстрою совместно с профильными ведомствами в срок до 1 декабря 2026 года обеспечить подготовку типовой проектной документации для объектов социальной сферы, в том числе для медицинских объектов с учетом «актуальных технических решений, соответствующих всем минимально установленным эпидемиологическим, пожарным, санитарным и иным требованиям безопасности». В Минздраве сообщили, что уже начали с Минстроем эту работу.
Сейчас в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации отсутствуют решения для многих климатических и сейсмических зон, что ограничивает применение типовых проектов. Для решения этой проблемы необходимо ускорить разработку типовых проектов, учитывающих региональные особенности, с активным использованием современных технологий информационного моделирования (BIM), а также закрепить обязательное применение ТПД в соглашениях о субсидиях.
Использование типовых проектов может стать обязательным для всех государственных и муниципальных заказчиков при строительстве за счет федерального или регионального бюджета. Типовая документация позволит существенно сократить сроки и затраты на проектирование и строительство объектов, так как заказчикам не требуется разрабатывать проектную и рабочую документацию с нуля и необходимо только обеспечить привязку типового проекта к участку, говорится в комментариях Минстроя к докладу.
Эксперты Народного фронта также предлагают обеспечить персональный контроль должностными лицами и прокурорами регионов за своевременным и качественным завершением строительства объектов социального назначения, особенно при смещении первоначальных сроков завершения их строительства и ввода в эксплуатацию более чем на один бюджетный год. Это наиболее актуально в случае возведения объектов в труднодоступных населенных пунктах со сложными климатическими и географическими условиями.
Ранее в Минздраве назвали главными причинами отсрочек и срыва контрактов по медицинским стройкам в рамках нацпроекта поздние сроки заключения госконтрактов, неудовлетворительный уровень планирования мероприятий в регионах и недобросовестность подрядчиков. Причинами задержек также могут быть санкции, экономическая нестабильность и удорожание стоимости медицинского оборудования. В прошлом году депутаты предложили проводить факультативы для организаторов здравоохранения для получения навыков грамотного составления технического задания и контроля за стройкой. Инициатива связана с задержками в сдаче медицинских объектов.
В рамках № 44-ФЗ часто конкурсы выигрывают не профильные компании, обладающие необходимыми компетенциями, а участники, предложившие наименьшую цену. Участие проектировщика, который не обладает опытом проектирования объектов здравоохранения, ведет к ошибкам в технической документации, несбалансированным сметам, что зачастую делает строительство изначально убыточным. Такие истории встречаются в девяти случаях из десяти, говорил в интервью «МВ» генеральный директор ГК «Хоссер» Сергей Фурманчук. В итоге генподрядчик вынужден заниматься исправлением ошибок уже в процессе строительства. Это затягивает начало работы над объектом, срывает сроки его ввода в эксплуатацию.
Нет комментариев
Комментариев: